Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шатобриан франсуа

Афоризмы

Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене де, виконт (1768 - 1848)

Французский писатель. Роялист, идеолог Реставрации (1814 - 1830). Предшественник романтизма, певец примитивной, близкой к природе жизни, пытавшийся слить католицизм с философией и первобытную веру с прогрессом. Среди произведений - "Атала" (1801), "Рене" (1802), "Гений христианства" (1802), "Замогильные записки" (мемуары, опубликованы в 1848 - 1850).

Афоризмы, цитаты

Оригинальный писатель - не тот, который никому не подражает, а тот, которому никто не может подражать.

История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями.

Когда свобода исчезла, остается еще страна, но отечества уже нет.

Аристократия проходит через три последовательных возраста: возраст превосходства, возраст привилегий, возраст тщеславия; по выходе из первого она вырождается во втором и угасает в третьем.

Вкус - это здравый смысл гения.

Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость несчастлива, потому что все знает.

Полезные сервисы

шатобриан франсуа рене

Энциклопедический словарь

ШАТОБРИАН Франсуа Рене - ШАТОБРИА́Н (Chateaubriand) Франсуа Рене де (4 сентября, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж), французский писатель, государственный деятель.

Аристократ в эпоху революций

«Певец мировой скорби» родился в Бретани в знатной, но обедневшей семье. Детские годы он провел в мрачном средневековом замке и воспитывался под влиянием страдающих от хронической меланхолии родителей: набожной, наделенной богатым воображением матери и деспотичного, чудаковатого отца. Завершив обучение в иезуитском коллеже города Ренн, Шатобриан в 1786 поступил младшим лейтенантом в Наваррский полк и стал свидетелем революционных событий в столице. Воодушевившись рассказами о великих путешественниках, он в 1791 отправился в Америку, где обрел источник вдохновения для самых замечательных своих произведений. Известия об аресте Людовика XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) побудили его вернуться во Францию. Присоединившись к армии принцев в Кобленце, он принял участие в осаде Тионвиля. Некоторое время раненый и больной Шатобриан скитался по Бельгии, затем сумел переправиться в Англию. Здесь он вполне профессионально занялся литературным трудом и опубликовал свое первое сочинение «Исторический, политический и моральный опыт о древних и новых революциях, рассмотренных в их отношении к Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ)» (1797). Приехав в 1800 во Францию под чужим именем, он уже в следующем году завоевал признание публики небольшим романом «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), который поразил читателей живописным стилем и новаторским изображением страсти на фоне экзотической жизни коренных обитателей Америки. Первоначально Шатобриан намеревался включить этот роман в трактат «Гений христианства, или Красоты христианской религии» (1802), представляющий собой квинтэссенцию его творчества, поскольку в позднейших произведениях он либо развивает, либо комментирует намеченные здесь сюжеты. Главный эстетический тезис трактата состоит в том, что христианство является самой поэтической из всех религий и наиболее благоприятствует развитию, искусств и литературы. Роман «Рене» (1802), призванный иллюстрировать главу о «зыбкости страстей», в течение 50 лет служил моделью для меланхолических героев, которые терзаются недугом, названным впоследствии «болезнью века». Завоевав благосклонность Наполеона, Шатобриан поступил на дипломатическую службу, однако после убийства герцога Энгиенского (см. ЭНГИЕНСКИЙ ГЕРЦОГ Луи Антуан) (1804) отказался от должности и целиком посвятил себя литературе. В этот период вышли в свет «Мученики» (1809), эпическое повествование о конфликте между христианством и язычеством во времена Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН). С целью уточнить особенности местного колорита писатель предпринял поездку в Грецию и на Ближний Восток, а затем рассказал о пережитых впечатлениях в книге «Путешествие из Парижа в Иерусалим» (1811). Он оказал важную услугу Людовику XVIII (см. ЛЮДОВИК XVIII), издав свой памфлет «О Буонапарте и Бурбонах» (1814) всего лишь за неделю до капитуляции императорских войск. После реставрации Шатобриан был послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1828). Вершина его карьеры - пост министра иностранных дел (1823), с которого он был уволен, «подобно лакею», из-за неудачной экспедиции французских войск в Испанию. В 1826 вышли в свет роман «Натчезы», посвященный дальнейшей жизни Рене среди индейцев, и «История последнего из Абенсераджей», повесть о любви араба и испанки, которых разделяет вера и давняя вражда предков. После июльской революции 1830 (см. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830) года и свержения Карла X (см. КАРЛ X) Шатобриан полностью отошел от политики, занявшись изданием своих литературных трудов. «Замогильные записки», последнее его сочинение, над которым он работал почти всю жизнь, были опубликованы посмертно (1848-1850).

«Отец французского романтизма»

Шатобриан, не создавший своей литературной школы, оказал огромное влияние на современных ему писателей-романтиков (см. РОМАНТИЗМ). «Гений христианства» считается одним из первых манифестов нового литературного течения. В трактате присутствуют все присущие романтизму черты: смутные порывы страстей и фантазии, вдохновенные и величественные картины природы, культ средних веков, восхищение готикой, интерес к национальной истории и фольклору. Типично романтическим героем является Рене, с которым писатель себя охотно отождествлял: человек с мятежной душой и пылким воображением исполнен сознанием собственной исключительности, но не находит себе места в обществе и замыкается в высокомерном одиночестве, одновременно страдая от своей неприкаянности. Опубликованные уже на излете романтизма «Замогильные записки» представляют собой не столько мемуары, сколько исповедь, попытку понять свое время и самого себя. Чуткое восприятие истории и тонкий психологизм сочетаются в них с характерным для Шатобриана цветистым и сочным стилем.

Полезные сервисы

шатобриан франсуа рене де

Энциклопедический словарь

Шатобриа́н Франсуа Рене де - виконт (ChÂteaubriand) (1768-1848), французский писатель. Роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешённости от мира - в повестях «Атала» (1801), «Рене» (1802) с центральным образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802), в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. в 1848-50) - проповедь христианского смирения и подвижничества, не лишённая религиозной экзальтации.

Энциклопедия Кольера

ШАТОБРИАН Франсуа Рене де (Chateaubriand, Francois Rene de)

РЕНЕ ШАТОБРИАН

РЕНЕ ШАТОБРИАН

(1768-1848), французский писатель и государственный деятель, которого называют "отцом романтизма" во французской литературе. Младший отпрыск древнего рода, он родился 4 сентября 1768 в Сен-Мало (Бретань). Детские годы провел вблизи моря и в мрачном средневековом замке Комбург. Отказавшись от карьеры флотского офицера, а затем и клирика, в 1768 Шатобриан стал младшим лейтенантом Наваррского полка. Воодушевленный рассказами о великих путешественниках, он отплыл в Америку, где провел пять месяцев - с июля по декабрь 1791. Эта поездка впоследствии вдохновила его на создание главных своих произведений. Известия об аресте Людовика XVI побудили Шатобриана вернуться во Францию. Выгодно женившись на девушке своего круга, он присоединился к армии принцев в Кобленце и принял участие в осаде Тионвиля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800. Там он опубликовал свой первый труд Опыт о революциях (Essai sur les rvolutions, 1797). Вернувшись в 1800 во Францию под чужим именем, Шатобриан уже в следующем году завоевал признание публики повестью Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне (Atala, ou les amours de deux sauvages dans le dsert, 1801), которая выделяется своим гармоничным и живописным стилем, а также новаторским изображением страсти на фоне экзотической жизни коренных обитателей Америки. Первоначально Шатобриан намеревался включить этот роман в трактат Гений христианства (Le Gnie du christianisme, 1802), квинтэссенцию его творчества, поскольку в позднейших работах он либо развивает, либо комментирует намеченные здесь сюжеты. Основная мысль трактата состоит в том, что из всех религий христианство - самая поэтическая и человечная, более других благоприятствующая свободам, искусству и литературе. Трудно переоценить значение этой книги для романтического движения: целое поколение писателей обрело в Гении христианства неисчерпаемый источник литературных идей и вдохновения. Повесть Рене (Ren, 1802), призванная иллюстрировать "смутность страстей", в течение полувека служила моделью для меланхолических героев, которые терзаются недугом, названным впоследствии "болезнью века" ("mal du sicle"). Не довольствуясь литературной славой, Шатобриан поступил на службу к Наполеону, однако после убийства герцога Энгиенского не побоялся отказаться от должности и оставил политику вплоть до возвращения Бурбонов, которым оказал важную услугу, успев за неделю до капитуляции императорских войск издать памфлет О Бонапарте и Бурбонах (De Buonaparte et des Bourbons, 1814; рус. перевод 1814). После Реставрации Шатобриан был послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1828); будучи министром иностранных дел (1823), спровоцировал войну с Испанией. С воцарением Луи Филиппа он окончательно удалился от общественной жизни. В этот период вышла в свет его эпопея Мученики (Les Martyrs, 1809), повествующая о конфликте между христианством и язычеством во времена Диоклетиана. В поисках "местного колорита" для Мучеников Шатобриан предпринял поездку в Грецию и на Ближний Восток, поведав о пережитых впечатлениях и происшествиях в книге Путешествие из Парижа в Иерусалим (Itinraire de Paris Jrusalem, 1811). Заметки, сделанные еще в Америке, он переработал в эпопею Начезы (Les Natchez, 1826), продолжившую рассказ о жизни Рене среди диких индейцев. Для современного читателя наибольший интерес у Шатобриана представляют его Замогильные записки (Memoires d'outre tombe), созданные в 1814-1841, но опубликованные вскоре после его смерти в Париже 4 июля 1848. При всей своей неровности и сомнительной достоверности мемуары Шатобриана дают живую картину романтической эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

Обломиевский Д.Д. Шатобриан-романтик. - В кн.: Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947 Моруа А. Шатобриан. Замогильные записки. - В кн.: Моруа А. Литературные портреты. М., 1970 Шатобриан Ф. Атала. Рене. М., 1992 Шатобриан Ф. Замогильные записки. М., 1995

Полезные сервисы